Контент-маркетинг

Чат-боты как идея для стартапа: основные модели и способы монетизации

8 сентября 2016
0

Мечтаете основать стартап, но не знаете, с чего начать? Бум чат-ботов в мессенджерах облегчит жизнь бизнесменам — ведь боты дешевле, проще и удобнее мобильных приложений или веб-сайтов. Это перспективно и бюджетно — простого бота несложно собрать самому в доступных конструкторах. Одна беда — компании только учатся зарабатывать на новом рынке.

Пара долларов дохода за месяцы после запуска — реальность, хоть она и кажется дурной шуткой. Но и это постепенно меняется. Рассмотрим несколько примеров стартапов, так или иначе обращающихся к чат-ботам в основе бизнес-модели.

Взрывные идеи чат-ботов: как занять нишу на новом рынке?

Конструкторы и бот-платформы

Подробнее о компаниях этой категории мы писали в статье «Как создать чат-бота: обзор лучших платформ». Почти половина перечисленных там ресурсов основана нашими соотечественниками. Боты грозятся повторить бум социальных сетей и мобильных приложений — и заметный вклад в это внесут российские стартаперы, что приятно.

1.Luka

Не полностью отечественный, но проект с «российскими корнями» Luka — это мессенджер, предназначенный для общения с ботами. У приложения есть собственный магазин ботов, платформа для их создания, а переключаться между интерактивными собеседниками помогает «главный» бот.

luka

Конечно, общаться можно не только с роботами, но и с живыми контактами. Видимо, Luka пытается «откусить» долю миллиардной аудитории крупнейших мессенджеров, пока те затягивают открытие API и платежного функционала.

2.Chatfuel

Конструктор для создания чат-ботов под Facebook и Telegram. Скоро к списку добавятся WhatsApp, Slack, Viber. Функционал сервиса интуитивно понятен, знание кода необязательно — хотя основы пригодятся.

chatfuel

На ChatFuel своих ботов создали такие «монстры», как National Geographic, TechCrunch, UBER. До 100 000 активаций бота в месяц — бесплатно, причем это лимит в разы больше, чем у конкурентов. И да, стартап основан россиянами — но уже переехал в Долину 🙂

3.ManyChat

Сын основателя ABBYY, Микаэл Ян, запустил собственный проект — и к январю уже попал с ним в акселлератор 500 Startups. ManyChat — тоже конструктор чат-ботов, но аудитория его более узкая. Решение позиционируется как B2B-сервис, позволяющий бизнесу улучшать коммуникацию с клиентами через мессенджеры.

manychat

Звучит сложно, но по факту речь о создании корпоративных чат-ботов. Систем для консультирования, приема заказов, обработки клиентских запросов, рассылки контента и пр. Сервис не требует знания кода, он бесплатный и простой. Но ManyChat поддерживает только Facebook Messenger, поэтому выбирая его, лучше забыть о кросс-платформенности.

Роботы-продавцы, или Как технологии изменят розничную торговлю и клиентское обслуживание?

Чат-боты как услуга

Теперь поговорим о стартапах, выстроивших бизнес-модель именно на чат-боте, а не на платформе для создания ботов или общения с ними. Таких немного, так как монетизировать проекты в этой нише пока сложно. Но интересные кейсы все же есть.

1.Meekan — бот-планировщик

Личный и корпоративный помощник в мессенджере Slack. Анализирует календари и списки дел участников вашей команды/чата, и определяет время, свободное у каждого. Если надо запланировать встречу, скайп-колл, срочное совещание — бот сделает это за вас.

Более того, он выдаст каждому ссылку на видео-конференцию и учтет часовые пояса. Просыпаться в 4 утра Meekan никого не заставит:) Также бот умеет организовывать личный список дел с большей эффективностью, и находить лучшие авиабилеты по заданным критериям. Этот робот — бесплатный секретарь для делового человека.

2.Nikabot

Сервис из Лондона. Если предыдущее решение — подспорье в тайм-менеджменте занятым людям, то Nikabot помогает управлять персоналом. Функционал пока скудный — каждое утро бот просит у всех членов команды прислать, что они сделали за предыдущий день. Если человек не отвечает, бот упорно надоедает тому напоминаниями.

Так система собирает отчеты работников, централизует эти данные, и параллельно дает понять, что «Старший Брат» следит за всеми в команде 🙂

nikabot

 

Уже сейчас сервисом пользуются около 4000 компаний малого и среднего бизнеса. Он успел показать себя удобным и эффективным, хотя запущен недавно и планирует серьезно расширяться.

3.ReplyYes

Интересная бизнес-модель для продвижения ритейла. Компания ReplyYes помогла магазину виниловых пластинок The Edit заработать миллион долларов менее, чем за год — с помощью чат-бота.

Подписчики ежедневно получали предложение от бота, содержавшее фото пластинки, описание и две функции «Да/Нет». Если человек выбирал «Да», ему автоматически оформлялась покупка и высылался код отслеживания доставки. Причем пластинки предлагались на основе предпочтений и предыдущего выбора. То есть бот, с помощью алгоритма, отправлял каждому пользователю максимально подходящие варианты.

Модель простая и гениальная. А главное — масштабируемая. ReplyYes уже работает со вторым клиентом — магазином графических новелл (комиксов).

10 интересных ботов для Facebook Messenger

Итоги

Как видите, сейчас в тренде два формата бизнеса на ботах — это их создание и обслуживание (конструкторы, специализированные мессенджеры и прочее). Способы монетизации первого подхода понятнее — часто это обычный В2В-бизнес по SaaS-модели.

Но как заработать, если вам пришла оригинальная идея для бота? Вопрос остается открытым. Чтобы понять это, следите за кейсами успешных компаний, тестируйте идеи — и разумеется, читайте наш блог 🙂

Image source: brunurb